Меню Рубрики

Формирование системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций в 2018 году: методические рекомендации Минобрнауки

Формирование системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций в 2018 году: Методические рекомендации (далее – Методические рекомендации) разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации  от 25 августа 2016  № ДМ-П8-5082, которое было дано по итогам  проведения ежегодного Всероссийского августовского совещания и изложены в Письме  Министерства образования и науки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02.

Методические рекомендации разработаны с учетом предложений субъектов Российской Федерации, информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Методические рекомендации  прошли широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями.

Цели разработки методических рекомендаций

Методические рекомендации разработаны в целях:

  • унификации систем оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию;
  • обеспечения единых принципов формирования гарантированных размеров ставок заработной платы (окладов, должностных окладов);
  • упорядочения структуры заработной платы работников путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, на увеличение размеров ставок заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) работы, педагогической работы;
  • определения единого порядка исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема учебной (преподавательской) работы, педагогической работы;
  • обеспечения равной оплаты за труд равной ценности путем применения повышающих коэффициентов (процентов) к зарплате за фактический объем учебной (преподавательской) работы, педагогической работы, а не путем повышения ставок, образующих новые их размеры;
  • определения порядка регулирования дополнительной оплаты с учетом видов выплат компенсационного характера, в том числе за дополнительные виды работ, связанные с дополнительными трудозатратами (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ) (п.5.11.8 Отраслевого соглашения);
  • определения порядка регулирования оплаты труда с учетом видов выплат стимулирующего характера.

Последствия изменений федерального законодательства по вопросам оплаты труда

При разработке и обсуждении Методических рекомендаций отмечено, что изменение федерального законодательства, связанное с разграничением полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, и передача полномочий по установлению систем оплаты труда на уровень органов государственной власти субъектов Российской  федерации, органов местного самоуправления и организаций привела к:

  • разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников, несмотря на сохранение на федеральном уровне порядка нормирования их труда в зависимости от норм часов педагогической или учебной (преподавательской) работы, устанавливаемых за ставку заработной платы, которые являются расчетными величинами для исчисления заработной платы с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы;
  • значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников, отнесенных к одной и той же профессиональной квалификационной группе должностей, не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе, а также по должностям педагогических работников, выполняющим одну и ту же трудовую функцию;
  • нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников (включая   регулирование рабочего времени, нормирование труда, использование иных понятий и определений и др.);
  • существенным различиям в подходах к формированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, например, к применению системы оплаты труда, основанной на стоимости бюджетной услуги (1 расчетный  час учебной работы с 1 расчетным учеником, сокращенно именуемый 1 ученико/час), которая в нарушение трудового законодательства не предусматривает фиксированных  месячных размеров ставок заработной платы за установленные на федеральном уровне нормы часов педагогической работы в неделю, использует для оплаты труда учителей дополнительный, не предусмотренный законодательством  показатель нормирования труда учителей, зависящий от количества обучающихся в классе;
  • значительному снижению в структуре заработной платы постоянной ее части в виде ставок заработной платы (должностных окладов), что не способствует комплектованию образовательных учреждений квалифицированными кадрами учителей, не привлекает молодежь на эти должности;
  • необоснованному увеличению в структуре заработной платы работников переменной части оплаты труда, т.е. «стимулирующих выплат», применение которых не всегда связано с исполнением основных должностных обязанностей, с качеством и результатами работы, что при отсутствии объективных и измеримых показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении этой части фонда оплаты труда;
  • необоснованным различиям в размерах окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ;
  • неправомерному установлению диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ;
  • установлению по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ различных размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;
  • перенесению профессий рабочих и должностей служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни ПКГ;
  • применению понижающих коэффициентов по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

Нормативные документы, на основе которых, разработаны методические рекомендации

Методические рекомендации разработаны с учетом положений ст. 144 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, прежде всего,  в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для организаций сферы образования такими федеральными нормативными правовыми актами, иными актами, содержащими нормы трудового права, с учетом которых должны регулироваться системы оплаты труда, являются:

  • Трудовой кодекс РФ (статьи 100, 144, 333);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536, согласованный с Минтруда РФ и Минздравом РФ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2016 г., «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный  № 4963 (далее – постановление Минтруда России № 41);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240) (далее – квалификационные характеристики);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями);
  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, принимаемые в соответствии со статьей 135 ТК РФ;
  • Указы Президента Российской Федерации от 2012 года, включая указ от 7 мая 2012 г. № 597;
  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
  • Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, заключенное между Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 6 декабря 2017 (г. Зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд)  22 декабря  2017 г., регистрационный номер  5129-Т3), рекомендованное к использованию при заключении региональных и территориальных соглашений (далее – Отраслевое соглашение).

оплата труда в общеобразовательной организации

Скачать Письмо Минобрнауки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций»

Содержание методических рекомендаций

Методические рекомендации содержат положения:

  • о требованиях к локальным нормативным актам работодателей;
  • о финансовом обеспечении обязательств по заработной плате и иным выплатам;
  • об определении размеров должностных окладов и размеров ставок заработной платы;
  • об особенностях оплаты труда отдельных педагогических работников;
  • о выплатах компенсационного и стимулирующего характера;
  • об условиях оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Указывается, что система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В Методических рекомендациях  приводится форма тарификационного списка работников на год.

Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

МРОТ: Конституционный Суд РФ постановил начислять «северные» надбавки

Профессиональный стандарт «Горничная» утвержден

Стаж, пенсионные баллы: как купить в Пенсионном фонде РФ

Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector